Албазинская эпопея, часть 2: История рождения и гибели первой русской крепости на Амуре
Одна из самых драматичных страниц освоения Дальнего Востока – в материале ИА PrimaMedia
Общество
19.06.2023
Откуда пошел есть русский Дальний Восток

История обороны Албазина была забыта потомками и лишь в последние 30 лет получила новое прочтение. Благодаря работам ученых-историков и археологов, мы по крупицам восстанавливаем события 300-летней давности. О героической истории Албазина в свете новых исторических исследований в рамках проекта “Откуда пошел есть русский Дальний Восток” рассказывает ведущий проекта “Объяснения”, сотрудник ВЦБС Сергей Корнилов. ИА PrimaMedia публикует вторую часть его большого лонгрида.
Содержание
- Вторая осада Албазина
- Нерчинский договор
- Последние дни АлбазинаиАлбазинская икона Божией Матери
- Албазино
Вторая осада Албазина
17 апреля 1686 года цинский император Канси дал аудиенцию губернатору Маньчжурии Лантаню, во время которой приказал захватить Албазин, но не разрушать, как в прошлом году, а укрепить и сделать базой дальнейшего наступления. Лантань начал переброску на Амур 5-тысячной армии, для чего потребовалось 150 речных судов. Часть войска двигалась по суше, для чего было привлечено 3 тысячи лошадей. В Албазин были направлены русские пленные с “прелестными письмами”, в которых защитникам предлагалось немедленно покинуть крепость во избежание кровопролития.
После получения “прелестных писем”, в Албазине был собран круг, на котором албазинцы приняли единогласное решение: “Един за единого, голова в голову, а назад де без указа нейдем”. Вниз по Амуру были высланы караулы, которые произвели разведку и сообщили о приближении вражеских сил. После этого крестьяне из окрестных деревень укрылись в Албазине, а их табун из 500 лошадей был отогнан в тайгу. Вместе с крестьянами, защитников крепости насчитывалось около 1 тысячи человек.
7 июля 1686 года китайский флот появился у стен Албазина и началась высадка войск. Чтобы помешать высадке, албазинский воевода Толбузин послал часть своих сил на вылазку, которой руководил Афанасий Бейтон (прусский офицер, принявший православие и перешедший на службу русскому царю). Атака казаков, поддержанная пальбой с крепостных валов, внесла расстройство среди цинских войск. Потребовалось личное вмешательство Лантаня, чтобы привести китайские силы в порядок и оттеснить русских обратно в крепость.
Гравюра с изображением осады Албазина из книги голландского картографа Н. Витсена “Северная и Восточная Тартария“, Амстердам, 1692.. Фото: Из открытых источников
Лантань предполагал, как и во время первой осады Албазина, быстро сломить сопротивление защитников крепости непрерывным артиллерийским огнем, но тот не давал результата: китайские ядра вязли в новых, двойных стенах Албазина, земляная засыпка между которыми составляла до 6 метров шириной. Крепость держалась, но от бомбардировки албазинцы несли потери: от обстрелов в городе погибли 40 человек. Обстрелы продолжались больше месяца.
12 июля воевода Алексей Толбузин наблюдал за противником из башни, когда влетевшее ядро оторвало ему ногу. Через четыре дня от полученных ран воевода скончался и командование гарнизоном перешло к Афанасию Бейтону.
В ночь на 14 июля цинские войска начали общий штурм, однако албазинцы не только отбили приступ, но и сами сделали вылазку, дойдя до вражеского лагеря.
Лантань принял решение готовиться к долгой осаде. Вокруг Албазина было выстроено четыре осадных городка. Русскую крепость со всех сторон окружили траншеями и валами, за которыми устроили “раскаты” — возвышения, где устанавливались тяжелые орудия для обстрела внутренних сооружений крепости. Всего у китайцев было 15 тяжелых “ломовых” орудий, которые методично обстреливали Албазин — все строения в городе были разрушены или повреждены и защитникам пришлось скрываться в подземных убежищах.
За время обороны, албазинцы пять раз устраивали вылазки, успешно применяя военную новинку — гранаты или, как их тогда называли, “ручные ядра”. Особенно успешной была вылазка в ночь на 16 августа, когда русские едва не захватили главную — северную осадную батарею противника. Во время вылазок было уничтожено около 150 цинских воинов, в то время, как русские потеряли 21 казака. 40 русских погибли под огнем китайской артиллерии.
1 сентября 1686 года китайцы начали масштабный штурм, который закончился неудачей. Они вырыли подземный ход, чтобы взорвать крепостной вал, но русские обнаружили его и взорвали за линией крепостной стены, после чего подземный ход завалило землей. Осенью, после того, как на Амуре встал лед, у цинских войск возникли проблемы с подвозом продовольствия. Несмотря на то, что хлебных запасов в Албазине было достаточно, в крепости вспыхнула эпидемия цинги, от которой умерло 50 человек. Китайцы подбрасывали в крепость письма с предложениями выпустить русских беспрепятственно либо принять их на свою службу.
Макет Албазинского острога. Фото: Из открытых источников
В октябре 1686 года маньчжуры устроили последний, самый ожесточенный штурм Албазина. К крепости двигали два “дровяных” вала, чтобы засыпать ров и поставить валы вровень со стенами крепости. Один вал русские подожгли, а второй был взорван при помощи подкопа. Часть дров досталась албазинцам, которые использовали их для обогрева в наступившие зимние холода.
К началу зимы защитников крепости осталось около 150 человек, не считая женщин и детей, причем большая часть погибла не во время боевых действий, а от цинги. Из них только около 50 человек могли нести караульную службу, остальные были лежачими — ранеными и больными. Командир гарнизона Афанасий Бейтон из-за опухших ног передвигался на костылях. Похожая ситуация была в китайском лагере. Осада приняла характер борьбы на истощение. По русским данным, было “побито китайских и мунгальских людей тысячи с полторы”. Общие потери цинских войск, вместе с умершими от цинги и других болезней, оцениваются в 2,5 тысячи человек.
В это время в Пекин для переговоров прибыли русские послы Никифор Венюков и Иван Фаворов. Китайский император согласился на перемирие, которое достигло Албазина в декабре 1686 года. Цинские войска прекратили обстрелы, но не отошли от русской крепости, надеясь, что холод и болезни заставят русских сдаться. Когда Бейтон послал двух казаков в тайгу собрать сосновую хвою для отвара от цинги, маньчжуры поймали и убили их.
Весной 1687 года в живых защитников Албазина осталось 115 человек и 55 женщин и детей. Несмотря на критическое положение, гарнизон русской крепости продолжал нести службу, сохранял порядок и дисциплину. Бейтон всеми силами старался не показать противнику своего бедственного положения. 27 марта 1687 года по случаю пасхальных праздников русские послали китайцам “пирог пшеничный весом в пуд”.

Защитник Албазинского острога. Реконструкция черепа, найденного во время археологических раскопок в с. Албазино, 2014. Фото: Из открытых источников
Только в мае 1687 года, по требованию нерчинского воеводы Ивана Власова, Лантань отступил от Албазина, но войска далеко не уводил, препятствуя русским засеять окрестные поля. Лишь в августе 1687 года китайцы ушли из Приамурья, но в 1688 и 1689 гг. дважды появлялись у Албазина, чтобы сжечь посевы и оставить русский гарнизон без продовольствия.
Все кто ждет победы переходим на сайт