Создать аккаунт
Главная » Политика » Чернышевский попал на каторгу за вопрос, на который человечество до сих пор ищет ответ
Политика

Чернышевский попал на каторгу за вопрос, на который человечество до сих пор ищет ответ

556


Чернышевский попал на каторгу за вопрос, на который человечество до сих пор ищет ответ
Самый популярный в мире вопрос «Что делать?» стоил известному революционеру-публицисту Чернышевскому двадцати лет пребывания в местах не столь отдалённых. «Экспресс-Новости» выясняли, что заставило писателя задать этот вопрос.

Неблагонадёжный элемент




Как сейчас говорят – его бы мозги да в нужное русло. Это про Чернышевского. Родившись в семье саратовского протоирея в 1828 году будущий русский философ-материалист, революционер-демократ, теоретик критического утопического социализма, критик и писатель не особенно нуждался ни в приставленном к нему гувернёре-французе, ни в духовной семинарии, где пробыл лишь три года. Развитый не по годам, он поехал в Питер и поступил в университет на историко-филологическое отделение философского факультета. Вот здесь-то он и нашёл выход своему адреналиновому характеру. В «универе» обучалось множество студентов с разными, в том числе, и «нестандартными» политическими взглядами.

Здесь Чернышевский оказался в своей стихии. Здесь же он начал писать, здесь же получил и первые революционные заповеди, которые не преминул опробовать на студентах кадетского корпуса, куда после учёбы был определён учителем. Сия «крамола» вскоре вышла наружу и молодой «препод» с треском вылетел вон. Правда, это лишь раззадорило Чернышевского – он активно сотрудничает с различными журналами, в том числе, с «Современником», страницы которого использует для продвижения своих революционных идей.

В 1858 году он стал первым редактором журнала «Военный сборник», через который вовлекал царских офицеров в тайные революционные кружки. Собственно, это то, что хотели и другие родоначальники народничества Герцен и Огарёв – переманить на свою сторону армию и от слов перейти к делу – совершить революционный переворот.

Враг империи номер один


В 1861 году было отменено крепостное право и началась реформа, которую Маркс и Энгельс назвали «жульнической проделкой». В это время Чернышевский, кажется, везде и всюду – пишет статьи, ведёт революционную пропаганду. Не даром, те же Маркс и Энгельс назвали его главой революционной партии», имея в иду тайное революционное общество «Земля и воля», хотя формально Чернышевский его членом не являлся.

Чернышевский попал на каторгу за вопрос, на который человечество до сих пор ищет ответ


Тем не менее, в эти годы он уже находится под плотным полицейским надзором, а шеф жандармов Долгоруков назвал Чернышевского «враждебным к властям и способным поднять бунт». Кстати, в терроризме и даже банальном криминале его подозревали тоже. Но доказать его причастность, например, к серии пожаров в Петербурге в 1862 году, так и не удалось.

12 июня 1862 года Чернышевский был арестован и помещён в одиночную камеру Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской Империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Николаю Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый весной 1862 года «Современник» в Лондоне.

Следствие длилось без малого полтора года, и всё это время находящийся в крепости Чернышевский отказывался отвечать на вопросы, нарушал режим, объявлял голодовку. Ну, и конечно, писал – сотнями страниц. Его самое знаменитое произведение «Что делать?» было написано там же - в «Петропавловке» и напечатано в возобновившем выход «Современнике» в 1863-м в то время, пока сам автор томился в «темнице».

По зонам да по пересылкам


Надежда на свободу не оправдалась. 7 февраля 1864 года Чернышевскому был объявлен приговор: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, заменённая царской волей на семь лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. 19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Мытнинской площади состоялась гражданская казнь приговорённого, один из видов наказания в Российской Империи тех лет. Она заключалась в публичном унижении наказуемого с преломлением шпаги над головой в знак лишения всех прав состояния, включая не только сословных, но и даже родительских.




Во время «церемонии» палач просунул руки Чернышевского в кольцо цепи и поставил у позорного столба. Его опустили на колени, сломали над его головой саблю. Место казни охранял усиленный жандармский конвой. Несмотря на это, студенческая молодёжь открыто приветствовала Чернышевского, демонстративно бросала к помосту букеты цветов. По окончании издевательского обряда толпа, прорвав линию городовых, бросилась вслед за экипажем, увозившим Чернышевского в его новую жизнь.

Чернышевский попал на каторгу за вопрос, на который человечество до сих пор ищет ответ


Дальше невольничья судьба бросала Чернышевского из одного места в другое. Сначала Кадаинская тюрьма Нерчинской каторги у самой монгольской границы, следом Александровский завод, потом Акатуйская тюрьма. Каторга в её понимании крайне тяжёлого физического труда к Чернышевскому была ещё благосклонна. Политические арестанты, на самом деле, на настоящей каторжной работе не использовались, хотя и любой другой труд «интеллигенту-белоручке» давался с трудом. Тем более климат был ещё тот. Зимой морозы до сорока пяти, летом жара до тридцати пяти. Но, тем не менее, Чернышевский продолжал писать, а однажды даже получил трёхдневное свидание с супругой и сыновьями.

После окончания каторги в 1871-м Чернышевского переводят в Вилюйск, где три года спустя предлагают подать прошение о помиловании. Вот, кажется, шанс – но Чернышевский считает прошение ниже своего достоинства и отказывается. В Вилюйске Чернышевский провёл около двенадцати лет практически отшельником. Вилюйск, находившийся в 450 верстах за Якутском, в самом суровом климате, в то время имел лишь несколько десятков небольших построек, а его население составляли в своем большинстве сторожевые казаки, совсем одичавшие в этом забытом Богом месте. Так что Чернышевский с ними старался не общаться. По дурости полоснут саблей, голова и полетит с плеч.

Глоток свободы


Тяжёлый климат Вилюйска гибельно отразился на здоровье Чернышевского, лишённого человеческих условий существования. Однако ничто от революционных идей не отвернуло. В 1889 году его сын Михаил добился перевода отца в Саратов, куда Чернышевский вернулся после двадцати с лишним лет пребывания в местах не столь отдалённых, включая годы пребывания в тюрьме, на каторге и в ссылке. Как сказал бы сегодня какой-нибудь старый «сиделец» - солидный срок, авторитетный.

Чернышевский попал на каторгу за вопрос, на который человечество до сих пор ищет ответ


Правда, воздух свободы оказался недолог. Спустя несколько месяцев заболел малярией и все попытки местных медиков поставить на ноги полностью изношенный в суровом климате и суровых условиях организм успехом не увенчались. Ночью 17 (29) октября 1889 года Чернышевский умер от кровоизлияния в мозг, оставив после себя массу произведений и главный вопрос всех времён и народов, на который и спустя более чем сто лет люди всё ещё ищут ответ: «Что делать?».

Говорят, что не судьба выбирает нас, а мы её. Чернышевский сам выбрал свою. У него был шанс остановиться, отказаться от «крамольных» идей ещё на стадии «Петропавловки». Потом – после каторги, когда он мог вернуться в цивилизацию ещё в 74-м. Но он решил по-своему. А на вопрос «что делать?» предложил ответить потомкам…
#Чернышевский #Вопрос #Каторга #Писатель #Критик #Ответ


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт facts-check.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК